25 – 27 сентября 2019 года на базе Подтёсовской средней общеобразовательной школы № 46 имени Виктора Петровича Астафьева (Енисейский район) состоялась творческая лаборатория «Астафьевское содружество».
Седьмой раз собрались вместе пропагандисты астафьевского слова (литераторы, школьные учителя, преподаватели вузов и техникумов, библиотекари) с целью обмена опытом в деле изучения и популяризации жизни и творчества великого сибирского писателя среди молодого поколения.
Инициатива проведения творческой лаборатории принадлежит Библиотеке-музею В.П. Астафьева (с. Овсянка) – исследовательскому, информационному, культурно-просветительскому и методическому центру, известному далеко за пределами Красноярского края. «Астафьевское содружество» - закономерный этап развития тесного сотрудничества этого уникального учреждения с библиотеками, учебными заведениями, музеями, исследователями-астафьеведами, писателями, деятелями культуры и искусства.
В юбилейный Астафьевский год Подтёсовская школа как инновационная площадка для проведения творческой лаборатории была выбрана неслучайно. Благодаря писателю в 2001 году было завершено строительство нового здания школы, которое продолжалось шестнадцать лет. Виктор Петрович побывал в гостях у подтёсовских школьников, а они в свою очередь были в гостях у него в Овсянке. Именно Подтёсовской школе в 2002 году первой было присвоено почётное имя Астафьева, и именно здесь открылся первый школьный литературный музей писателя, и первый памятник ему. За годы существования в статусе Астафьевской школы этому замечательному учебному заведению удалось создать систему в работе по изучению учащимися жизни и творчества писателя и накопить богатый опыт в деле приобщения подрастающего поколения к наследию великого земляка.
Программа творческой лаборатории включала самые интересные наработки школы по теме «Использование ресурса школьного музея в повышении познавательной активности учащихся». И эту активность и заинтересованность подтёсовских школьников гости видели повсюду: учащиеся самостоятельно провели экскурсию по школьному литературному музею В.П. Астафьева; ярко презентовали исследования и проекты, реализованные ими в музее писателя; вместе с учителями провели интерактивные площадки по астафьевскому творчеству.
Огромное впечатление на участников лаборатории произвёл школьный литературный музей Виктора Петровича Астафьева продуманной до мелочей концепцией, своим наполнением, наличием экспонатов-раритетов, оригинальным оформлением. То, что музей является любовью и гордостью школы, подтверждает количество его юных внештатных сотрудников - 138 учащихся.
Работа музея, в которой задействованы все учителя-предметники, строится по ряду направлений:
1) исследование жизни и творчества В.П. Астафьева;
2) проектная деятельность:
- творческие проекты (книжки-раскраски, книжки-самоделки, книжные закладки, мультфильмы, буктрейлеры и др.;
- исследовательские проекты (историческое краеведение, литературное краеведение);
- социальные проекты;
3) дополнительные образовательные программы по творчеству писателя.
Большой интерес гостей вызвали презентации проектов «Фронтовые дороги Виктора Астафьева», «Енисейск в повести В.П. Астафьева «Пастух и пастушка», «Тайна астафьевской карты», «Читайте Астафьева вместе с нами». «Золотая осень Виктора Астафьева», Литературное Красноярье», «По астафьевским местам».
А с каким удовольствием и азартом участники лаборатории проверяли знание текстов В.П. Астафьева и проявляли творческие способности на предложенных интерактивных площадках! Вдохновлённые затесью Виктора Петровича они придумали и записали на видеокамеру свои послания во Вселенную, а затем изобразили коллективное послание на ватмане. На площадке «Природа в творчестве В.П. Астафьева» гости превратились в художников-иллюстраторов тестов писателя о природе. Их рисунки были представлены в виде альбома-раскладушки на итоговом заседании лаборатории. Захватывающим состязанием стал литературный квест «По следам астафьевских героев».
Органичной частью программы стала экскурсия «История посёлка Подтёсово в истории Енисейского района». И завершилась лаборатория большой экскурсией по старинному городу Енисейску, который праздновал своё 400-летие в 2019 году, и который Виктор Петрович Астафьев очень любил и называл самым красивым сибирским городом.
Подводя итоги VII творческой лаборатории «Астафьевское содружество», её участники очень высоко оценили работу своих подтёсовских коллег. Особо подчеркнули большой личный вклад педагога дополнительного образования Татьяны Дмитриевны Губаревой в создание и развитие школьного музея В.П. Астафьева.
Участники лаборатории из Железногорска, Дивногорска, Лесосибирска, Овсянки, Енисейского района увезли с собой инновационный опыт, полезную информацию и позитивный творческий настрой.
Н.Я. Артамонова,
заведующая музейным отделом
Библиотеки-музея В.П. Астафьева
НОВАЯ ВСТРЕЧА ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ
Бесспорно утверждение Джозефа Конрада о том, что автор пишет лишь половину книги, а другую половину пишет читатель. Его слова приходят на ум всякий раз, когда мы встречаемся со своими единомышленниками, занимающимися творчеством всемирно известного писателя и нашего земляка, Виктора Петровича Астафьева.
Идея овсянской астафьевской библиотеки собираться вместе, общаться и делиться опытом обрела форму творческой лаборатории «Астафьевское содружество», и нам очень приятно, что первая лаборатория была подготовлена Гимназией № 96 и встречала гостей в стенах музея Памяти В. П. Астафьева. Совсем недавно, в 2018 году, мы встречали участников VI лаборатории, делились опытом, показывали свою музейную технологию в действии, как она помогает нам в воспитании и образовании молодого поколения, учит молодёжь читать и любить свою землю; а 26 сентября 2019 года нас встретила гостеприимная подтёсовская земля, собравшая почитателей творчества Астафьева, единомышленников на VII межрегиональную творческую лабораторию «Астафьевское содружество». Нашу Гимназию № 96 представляли учителя русского языка и литературы И. В. Гогис, Е. А. Иовчик, Т. В. Щурская и заведующая музеем, И. В. Зеленова. На лаборатории мы встретились с директором библиотеки с. Овсянка, В. Н. Виноградовой, заведующей отделом книг В. П. Астафьева, Н. Я. Артамоновой, учителями из Овсянки, Дивногорска, Красноярска – давними и новыми знакомыми и единомышленниками. Всего в работе лаборатории приняли участие около 50 человек.
Подтёсовцы рассказали о своих способах работы, о проектах, внеурочной деятельности, познакомили со своим музеем, историей школы, историей своей дружбы с В. П. Астафьевым. Мы отметили для себя их склонность к поисковой деятельности, любовь к работе с картами. Все члены содружества помнят проект подтёсовской школы «Фронтовые дороги Астафьева», которым авторы по праву гордятся, а за последнее время ими исследованы и созданы ещё несколько карт: ученики вместе с идейным лидером музея, педагогом дополнительного образования Татьяной Дмитриевной Губаревой изучили и отметили на карте места, где поставлены памятные знаки В. П. Астафьеву; разгадали карту Марии Семёновны Корякиной, на которой она, как оказалось, отмечала города и страны, где печатались произведения Виктора Петровича; создали свою литературную карту Красноярского края, на которой отметили места жизни и творчества писателей и поэтов, наших земляков. Эта работа интересна и полезна не только самим исследователям, но и всем нам.
На всех этапах работы лаборатории Татьяне Дмитриевне помогали её подопечные, маленькие исследователи, экскурсоводы, художники. Как рассказала Т. Д. Губарева, в списках кружков с 1 по 9 класс Подтёсовской СОШ № 46, насчитывающей около 500 учащихся, 138 человек, то есть около 30% всех учащихся, вплотную занимающихся в музейных кружках. А вообще программа внеурочной деятельности школы в Подтёсово, как и в нашей Гимназии № 96 г. Железногорска, предусматривает 100% обращение учителей и учащихся к творчеству В. П. Астафьева через школьный музей.
Участников лаборатории подтёсовцы вовлекли в создание иллюстраций к прозе Астафьева, участию в квесте, где надо было продемонстрировать знание рассказов Виктора Петровича, мы написали своё послание во Вселенную вслед за одноимённой затесью Астафьева. А по окончании работы лаборатории нас познакомили с историей села, речного техникума, а также организовали для нас экскурсию по г. Енисейску.
За круглым столом мы обсудили проблемы астафьеведения, поделились впечатлениями от увиденного и услышанного друг с другом и с хозяевами VII лаборатории, выразили готовность и желание и в дальнейшем общаться, делиться опытом, обменялись памятными подарками. Мы вручили подтёсовцам и овсянцам продукт своего последнего проекта «Читаем Астафьева по-новому», открытки, созданные на основе рисунков победителей конкурса иллюстраций по творчеству В. П. Астафьева.
Единодушным стало мнение участников о необходимости таких встреч, обмена опытом, общения, потому что в этом залог нашего индивидуального развития в рамках общего дела – пропаганды творчества В. П. Астафьева, приобщения к чтению и воспитания сегодняшних и будущих поколений школьников.
Т.В. Щурская,
учитель русского языка и литературы
Гимназии № 96 им. В. П. Астафьева
г. Железногорск
VI МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «АСТАФЬЕВСКОЕ СОДРУЖЕСТВО»
VI ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ СОСТОЯЛАСЬ 9 ФЕВРАЛЯ 2018 ГОДА В ЖЕЛЕЗНОГОРСКЕ.
«Астафьевское содружество» в Железногорске
К этой поездке мы готовились заранее: путь неблизкий, более 300 километров. Но очень уж интересной была программа предстоящей VI творческой лаборатории «Астафьевское содружество», организуемой библиотекой-музеем В. П. Астафьева с. Овсянка. Такие лаборатории давно стали для нас необходимостью, ведь здесь мы встречаемся с единомышленниками, близкими по духу людьми. Пассажиры на вокзале с удивлением смотрели, с какой искренней радостью мы приветствовали друг друга, как родственники после долгой разлуки.
Так началось наше творческое общение 9 февраля 2018 года. Мы ехали в Железногорск, в гимназию № 96 имени В. П. Астафьева!
Для нас, подтесовсцев, это была вторая поездка в эту замечательную школу, и мы были уверены, что увидим много интересного и полезного для себя. Однако поездка превзошла все ожидания! Уже с первых минут пребывания здесь мы поняли, что попали в особый мир творчества, добра и взаимопонимания.
Работа лаборатории проходила в виде творческих площадок, где мы увидели не только работу по изучению и популяризации творчества В. П. Астафьева, но и другие направления деятельности гимназии.
В музее нас встретили юные экскурсоводы, которые не только с любовью рассказали о музейных экспозициях, но и провели интерактивное занятие по рассказу «Фотография, на которой меня нет». Глубокое понимание излагаемого материала и умение общаться с посетителями убедительно показывали, что подобные мероприятия для них – дело привычное.
Искреннее восхищение вызвал проект «Виртуальный музей»! Не многие школы могут похвастаться представлением своей деятельности в формате 3D. Для себя мы поняли, что есть, к чему стремиться и на что равняться.
Изучение творчества В.П. Астафьева умело внедряется и во внеурочную деятельность. Это работа по программе «Я поведу тебя в музей» и видеостудии, где успешно создаются медиапрезентации произведениям писателя.
Итоги дня были подведены во время Круглого стола, где каждый мог поделиться опытом своей работы и сказать слова благодарности всем организаторам этого замечательного праздника творческих мыслей, новых идей и перспективных планов.
Все участники лаборатории получили творческий заряд для дальнейшей деятельности.
Но главное, что мы увидели, - это какая-то особая аура сотрудничества и взаимопомощи, царящая в коллективе и поддерживаемая директором гимназии Бреус Е.В.
Мы рады, что еще раз побывали здесь!
Команда учителей
МБОУ Подтесовской СОШ № 46 им. В.П. Астафьева:
Губарева Т.Д., Еремина О.Г., Карпинская Л.И.
«Наши дети – читают»
Как создать школу, в которой любят книги
Автор: Анна Павлова ( НКК № 18 / 1001)
В нашем крае много уникальных школ. Где-то углубленно изучают химию, где-то математику и гуманитарные науки. Есть у нас и единственная в регионе «писательская» школа – железногорская гимназия № 96, которая носит имя Виктора Астафьева.
Учить через игру
В феврале в школе № 96 людно – из кабинета в кабинет передвигаются учителя и библиотекари. Здесь проходит региональная творческая лаборатория «Астафьевское содружество», уже пятая по счету. Так получилось, что гимназия № 96 – неформальный методический центр, в котором учат любить книгу и чтение. В первую очередь, конечно, Астафьева. Такая школьная самоидентификация необычна и тем, что сам Виктор Петрович не жил в Железногорске, не учился здесь – да и побывать в гостях, к сожалению, успел только один раз. Но однажды в 1996 году библиотекарь Евгения Бреус попросила писателя составить вопрос для школьного «Поля чудес». Астафьев откликнулся на просьбу – так завязалась короткая, но очень душевная дружба, которая позволила школе стать по-настоящему уникальным учебным заведением. Сейчас Евгения Валерьевна руководит гимназией и убеждена – такие творческие лаборатории помогают развиваться дальше.
В этот раз в гимназию приехали 25 педагогов из Красноярска, Дивногорска, Сосновоборска, Бородино, Подтесово… Для них здесь подготовили три проекта – урок по творчеству Астафьева, интерактивную экскурсию по рассказу «Фотография, на которой меня нет» и виртуальный музей.
– Вы знаете, в какие игры играл Виктор Петрович в детстве? – задает вопрос Ирина Гогис, учитель русского и литературы, которая разработала показательный урок. За столами в классе на месте учеников сидим мы, взрослые. Перед нами отрывки из рассказа «Гори-гори ясно», в них быстро угадываются знакомые лапта и бабки. Нам попадается отрывок с игрой кол – вариант пряток, который был распространен только в Овсянке. Игра достаточно жестокая, с особыми правилами. По замыслу учителя дети должны не просто прочитать текст, который изобилует прекрасными, забытыми уже словами; не только узнать о правилах игр, которые сейчас мало кто помнит. Нужно ответить на самый главный вопрос: чему эти игры научили писателя, как они потом пригодились в жизни? Так урок литературы выходит за привычные рамки, а сам текст оказывается вписан в жизнь.
– Лапта учит сообразительности, ловкости, быстроте, – начинают перечислять учителя.
– А бабки еще и меткость развивают.
– Ну а кол – быть хитрее и изворотливее, быть инициативнее. Жизни игра учит.
Игра кол в рассказе описана особенно тщательно. Играли особым способом – один мальчишка вбивал кол в землю, в это время другие прятались. А голящий должен был его извлечь – и только потом начинать искать. Как писал сам Астафьев, «когда мне в жизни становилось и становится невмоготу, я вспоминаю игру в кол и, стиснув зубы, одолеваю беду».
Учитель считает: через знакомство с играми дети погружаются в народную культуру. Особенно когда выполняют домашнее задание: играют в лапту, чижа, свайку, про которые пишет классик.
Гости гимназии, активно обсуждающие проекты, что-то постоянно записывают в свои блокноты. Как поделилась Евгения Бреус, после таких лабораторий меняются уроки в других школах. Ведь на самом деле литературу можно преподавать совсем по-другому.
Нескучный музей
Гордость гимназии – свой астафьевский музей. Он разместился на площадях библиотеки. В небольшой комнате, стилизованной под деревенскую горницу, фотографии, предметы быта, поделки – и стена книг. Разные издания приносили и приносят местные жители – все знают, что в этой школе изучают Астафьева. На самом видном месте в «горнице» муляж русской печи, где торжественно восседает старичок в ушанке с курицей в руках.
– А это же дядя Кузя, – поясняют библиотекари. «Дядя Кузя – куриный начальник» – крохотный рассказ, написанный в 1957 году. И не издававшийся с 1972 года.
– Нам показалось, это несправедливо – и мы решили устроить конкурс для четвероклассников и их родителей, – рассказывает Евгения Бреус.
Рассказ распечатали из Интернета, в конкурсе приняли участие 76 семей. Каких только поделок не принесли – музей просто не смог вместить все. И тогда было принято решение сделать… книгу.
– Вот, смотрите, сколько у нас прекрасных иллюстраций к этому рассказу, – Евгения Валерьевна держит в руках яркую книжку. – Мы взяли фотографии абсолютно всех поделок, а потом подарили по экземпляру каждому участнику. Я уверена, дети на всю жизнь запомнили рассказ о дяде Кузе – и своим детям эту книжку прочитают обязательно.
Часть поделок сейчас живет в музее, все остальное – в запасниках, в которых скоро закончится место: конкурсы проводятся постоянно. В планах оцифровать все работы и разместить на сайте музея. С прошлого года здесь уже есть виртуальная экскурсия в формате 3D. В локации, посвященной виртуальному музею, гости гимназии задают много вопросов: кто делал тур? сколько он стоил?.. Заинтересованность понятна – у железногорцев продукт получился на мировом уровне: вот учитель уверенно водит мышкой – и на экране видны все четыре секции музея. На некоторых предметах стоят метки – после клика выводится окошко со справочной информацией. Меток пока не так много, но в планах оцифровать все предметы, чтобы для знакомства с экспозицией не нужно было ехать в закрытый город. За кадром остается колоссальный труд учителей – тур создавали своими силами.
– Мы видим, что многим нашим гостям тур понравился – они хотят сделать у себя такой же, – говорит Евгения Валерьевна. – И это очень хорошо. Нам очень хотелось бы, чтобы у каждого школьного музея была такая экскурсия. Хочется знать друг о друге как можно больше. Все-таки школа должна использовать современные технологии.
Еще директор мечтает о том, чтобы проводить виртуальные конференции. Пополнить виртуальный музей, отснять все экскурсии, которые разрабатывают и проводят сами школьники. Все это кажется на первый взгляд фантастикой, однако совершенно спокойно укладывается в рамки нового образовательного стандарта для школ. Вот она – практикоориентированность, когда дети сами снимают ролики. Межпредметные связи – дети рисуют по произведениям Астафьева, причем не только картины, но и комиксы. Несколько лет назад разработали проект, объединяющий географию, рисование, историю и литературу, – предложили школьникам создать географические карты с деревнями, городами, реками, которые упоминались в военной прозе писателя.
– Эту идею мы подсмотрели как раз на одной из лабораторий, – вспоминает Евгения Бреус. – И ребятам она очень понравилась. Вот именно такие идеи мы ищем! Чтобы они могли увлечь наших детей. И я считаю, нам это удается. Во всяком случае, могу сказать с уверенностью: наши дети – читают.